Аллергия на омепразол? От аллергии на ингибиторы протонной помпы чаще всего страдают женщины
Аллергия на ингибиторы протонной помпы (ИПП), связанная с употреблением данных препаратов, попала в поле зрения ученых относительно недавно. Между тем эти лекарства уже долгое время массово и успешно применяют для лечения диспепсических (то есть связанных с расстройствами пищеварения) заболеваний: гастрита, язвы желудка, гастроэзофагеального рефлюкса, инфекции Helicobacter pylori и эозинофильного эзофагита.
А еще — для профилактики повреждений желудка в результате длительного приема кортикостероидов и нестероидных противовоспалительных средств. В список ИПП, в частности, входят:
- омепразол,
- пантопрозол,
- лансопрозол,
- рабепразол,
- эзомепразол.
Учитывая такую широкую сферу применения, а также безрецептурную продажу ингибиторов протонной помпы, трудно найти семью, в которой хотя бы один взрослый или ребенок хотя бы раз не проходил курс лечения одним из этих препаратов.
И сегодня количество тех, кто принимает эти лекарства, колеблется от 8 до 11 % среди мужчин и женщин в возрасте 20-24 лет до 34-41 % среди представителей обоих полов в возрасте 65-69 лет. При этом риск развития побочных эффектов варьирует в пределах 1-3 %.
В частности, есть свидетельства о связи между приемом ИПП и риском пневмонии, остеопороза, кишечной инфекции, диареи, связанной с Clostridium difficile, цереброваскулярных патологий, относящихся к заболеваниям кровеносных сосудов мозга, хронической почечной недостаточности и деменции. Риск появления этих побочных эффектов увеличивается при длительном применении препаратов.
Симптомы аллергии на ингибиторы протонной помпы
Что касается аллергии, связанной с употреблением ингибиторов протонной помпы, то ее симптомы варьируют от умеренных до смертельно опасной анафилаксии. При этом ожидается, что количество случаев этой системной реакции гиперчувствительности будет расти. Но пока эпидемиологические исследования, посвященные данной теме, отсутствуют.
Как ингибиторы протонной помпы способствуют развитию аллергии?
К ингибиторам протонной помпы предыдущего поколения относятся уже упомянутые пантопразол, омепразол, эзомепразол, лансопразол, рабепразол. Препараты нового поколения — декслансопразол и тенатопразол. Все они имеют одинаковую химическую структуру. Это молекулы в форме кольца, отличающиеся лишь боковыми цепочками.
Основная функция таких препаратов — угнетение образования желудочной кислоты путем блокирования системы, вырабатывающей ферменты пищеварения. По мнению ученых, именно это — причина развития аллергии у пациентов, принимающих ингибиторы протонной помпы.
Ведь когда выделение желудочной кислоты подавляется, аллергены, попадающие в организм с пищей, могут оставаться нетронутыми и всасываться, способствуя сенсибилизации.
Так, исследование 2019 года предоставило доказательства эпидемиологической связи между подавлением желудочной кислоты и развитием симптомов аллергии. Речь идет о почти пятикратном росте использования противоаллергических препаратов пациентами старше 60 лет, которые принимали ИПП, по сравнению с пациентами до 20-летнего возраста. Причем наиболее заметно этот рост проявился у женщин.
Кроме того, использование ингибиторов протонной помпы может быть связано с новообразованной аллергической сенсибилизацией типа I к диетическим соединениям и пероральным препаратам. В свою очередь риск развития пищевой аллергии, обусловленной терапией этими препаратами, зависит от продолжительности лечения диспепсии.
В частности, дети, принимавшие ИПП более 60 дней, имели на 52 % больший риск выявления пищевой аллергии уже в детстве, чем те, кто принимал препараты в течение 1-60 дней.
Длительное применение ингибиторов протонной помпы стимулирует развитие аллергии
Как отмечают ученые, длительное применение ингибиторов протонной помпы стимулирует иммунный ответ на пищевые аллергены и аллергены окружающей среды со стороны Th2-лимфоцитов, или лимфоцитов-хелперов. Эти клетки крови играют значительную роль в защите организма от патогенных микроорганизмов. Также Th2-лимфоциты задействованы в развитии аллергических реакций IV типа.
Такие реакции гиперчувствительности характерны, в частности, для контактного дерматита, туберкулиновой реакции (так называемая реакция Манту), и наблюдаются при отторжении трансплантированных органов.
Кроме этого ИПП могут действовать как кофактор у пациентов, проходящих пероральную аллергенспецифическую иммунотерапию (АИТ) поллиноза или аллергии на пчелиные укусы. Кофактор — это вещество, которое соединяется с другим в организме и изменяет его действие. У названных пациентов ИПП способны вызывать побочные реакции независимо от того, какой именно ингибитор протонной помпы и в какой дозе используется.
Какими бывают аллергические реакции, связанные с употреблением ингибиторов протонной помпы?
Подавляющее количество аллергических реакций, связанных с ИПП, — IgE-опосредованные, то есть такие, при которых организм продуцирует специфические антитела. Преимущественно реакции проявляются немедленно после приема лекарства, но также сообщалось об отсроченных симптомах, развивающихся через 3-24 часа.
При этом проявления аллергических реакций как легкие, так и опасные для здоровья и даже жизни. Кроме уже упоминавшейся анафилаксии, развивавшейся в более чем половине случаев, это могут быть:
- одышка;
- зуд;
- тошнота;
- рвота;
- диарея;
- ринит;
- крапивница;
- ангионевротический отек;
- макулопапулезная сыпь;
- профессиональный контактный дерматит, который диагностируется у фармацевтов;
- фотоаллергический дерматит;
- эритродермия;
- реакция на лекарства, сопровождающаяся эозинофилией;
- синдром Стивенса-Джонсона / токсический эпидермальный некролиз.
Последняя патология — это острая дерматологическая реакция гиперчувствительности с поражением кожи и слизистых, требующая неотложной помощи.
Ученые отмечают, что в 61 % описанных реакций на ингибиторы протонной помпы возникли у женщин, а почти все случаи произошли со взрослыми, средний возраст которых составлял 46 ± 13 лет. Также есть описания анафилаксии, вызванной омепразолом, у 14-летнего мальчика, и омепразолом и пантопразолом — у 16-летней девушки.
Важно также, что у 61,6 % пациентов, чувствительных к одному из ингибиторов протонной помпы, развивается перекрестная аллергия на другой, а 8,9 % демонстрируют перекрестную реакцию со всеми доступными ИПП.
При этом самые высокие показатели перекрестной реакции наблюдаются у пациентов с аллергией на омепразол, эзомепразол или пантопразол. Вероятно, это связано со структурным сходством препаратов.
Соответственно уровень перекрестной реакции ниже у пациентов с аллергией на лансопразол или рабепразол. Их молекулы по строению отличаются от других. Поэтому пациенты, моносенсибилизированные к одному из этих двух препаратов, скорее всего, будут переносить другие ИПП.
Как диагностируется аллергия на ингибиторы протонной помпы
Диагноз «аллергия на ИПП» устанавливается с помощью кожных патч- и/или прик-тестов, когда аллерген, соответственно, наносится на поверхность кожи пациента или вводится под нее. Однако золотым стандартом диагностики аллергии на лекарства является провокационная проба. Ее выполняют под наблюдением врача в медицинском учреждении после получения результатов прик-теста. Провокационная проба с лекарствами-кандидатами проводится даже при отрицательном результате прик-теста.
Еще один метод диагностики — это тест активации базофилов. Он позволяет выявить непосредственную реакцию базофильных лейкоцитов крови на стимуляцию различными аллергенами.
Но, учитывая потенциальную способность ингибиторов протонной помпы провоцировать развитие пищевой аллергии, гиперчувствительным к этим лекарствам пациентам стоит пройти также многокомпонентный мультимолекулярный тест ALEX. С его помощью, сдав всего одну порцию крови, можно подтвердить или опровергнуть наличие сенсибилизации к более чем 300 аллергенам, присутствующим в продуктах питания, пыльце растений, шерсти и перхоти животных, перьях птиц, плесени.