Осторожно, школа: аллерген найдет ученика и в классе

2121


Говоря о безопасности ребенка в школе, взрослые обычно имеют в виду безопасную дорогу в учебное заведение и домой, отсутствие одноклассников-буллеров, надежные потолки и теплые классы. Но мало кто догадывается, что источник угрозы, подстерегающей ребенка во время занятий, может быть невидимым или едва заметным. Или никак не ассоциироваться с возможным ухудшением состояния здоровья ребенка с аллергией. Однако аллергены подстерегают учеников в классе.

Стресс и аллергия в школе

– В школу и, как правило, в детский сад идут осенью, после того, как за лето организм оздоровился. Но школа – это стресс. Это изменение обстановки, изменение социума.

Адаптация – сложный процесс для первоклассников. Непросто адаптироваться и тем, кто идет в старшую школу, где вместо одного учителя по всем предметам – отдельный учитель по каждому. Адаптация сложна и для учащихся выпускных классов. И этот стресс может выступить кофактором развития аллергических реакций.

Соответственно, у детей могут обостриться любые хронические заболевания, ведь нервная система и иммунная связаны между собой. Поэтому, если у ребенка есть аллергия на пищевые или воздушные аллергены, стресс может усилить эту реакцию или стать ее пусковым фактором, – рассказывает доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии Львовского государственного медицинского университета им. Данила Галицкого, кандидат медицинских наук, аллерголог, иммунолог Светлана Зубченко.

Аллергенный микроклимат

Также нужно учесть, что и школа, и детский сад являются закрытыми и малопроветриваемыми помещениями, где возникает собственный микроклимат. Следовательно, сенсибилизация имеет свои особенности.

Среди сенсибилизаторов учебных помещений – прежде всего клещи домашней пыли. Особенно много их может быть в библиотеках и старых комнатах. Способствуют накоплению пыли и кондиционеры.

Подстерегают школьников и воспитанников детских садов и аллергены животных. Даже когда животных непосредственно в учреждении нет. Ведь аллергенные молекулы может принести на своей одежде или обуви сосед по парте, который держит питомца дома. Или просто живет в одном подъезде с владельцем кота или собаки.

– Осень плюс закрытые помещения – это рай для плесени, активно продуцирующей споры. Такой как альтернария или кладоспориум. Особенно много спор в школьных раздевалках и закрытых спортивных залах.

И сенсибилизированные дети будут реагировать на эти споры обострением астмы, бронхита или бронхообструктивным синдромом. Особенно после физической нагрузки, – продолжает врач.

В детских садах, отмечает она, нужно обращать особое внимание на ковры и подушки.

– Родители моих пациентов часто рассказывают, что в детсадах пользуются перьевыми подушками и старыми шерстяными одеялами. Это настоящие хранилища, где скапливаются и размножаются клещи домашней пыли, – говорит врач.

Школьный класс с опасностью пищевой аллергии

Но опасными учебные заведения являются для детей не только с респираторной, но и с пищевой аллергией.

– По данным американского фонда «Астма и аллергия», в классных комнатах можно ожидать контакта с пищевым аллергеном в 46,6 % случаев. В кафетериях – в 19,9, в игровых комнатах – в 9,7 %. Где же эти пищевые аллергены могут содержаться в школе?

Без сомнения, в различных продуктах, в частности в конфетах, содержащих арахис или фундук. Еще в продуктах, содержащих молоко, а следовательно, и молочный белок казеин. А молекула казеина является термостойкой. Она сохраняет свои свойства и в хлебобулочных изделиях, куда добавляют молоко, в кашах, в шоколаде или кондитерских кремах, – отмечает Светлана Зубченко.

Аллергические реакции на казеин могут быть очень тяжелыми, в том числе иметь вид ангионевротического отека и анафилаксии. В более легких случаях ребенок с аллергией на этот молочный белок может иметь крапивницу.

Но белок молока казеин содержат не только продукты питания. Есть он и в предметах, которые используют в школе и детском саду, – меле, клее или краске.

Этот белок используют, чтобы добавить прочности и улучшить вязкость материала, в производстве красок, клеев, мелованной бумаги и собственно мела. В частности того, что не крошится при письме.

Поэтому дети с аллергией к белкам молока должны быть осторожны при контакте с этими веществами. Таких учеников врачи рекомендуют учителям отсаживать на задние парты, подальше от доски.

– У меня был случай, когда у мальчика появлялась крапивница каждый раз, когда он писал мелом. И мы не могли понять причину. Как оказалось, причина заключалась в казеине, на который у ребенка была аллергия. Зная об аллергии, мальчик не употреблял молоко. Но у него появилась реакция и на мел, – делится опытом Светлана Зубченко.

Опасные LTP-белки

Родителям детей с аллергией нужно обратить внимание и на возможные контакты их детей с белками группы LTP, которые вызывают тяжелые аллергические реакции. Есть такие белки в яблоках, персиках и винограде. Даже если родители знают, что их ребенок сенсибилизирован к этим белкам и не дают ему продукты, их содержащие, не исключено, что школьника может угостить ими кто-то из одноклассников.

– Мама может не давать ребенку продукты, содержащие аллергены, и предупреждать, что их нельзя есть. Но вот у кого-то в классе день рождения – и он угостит конфетой или пирожным. Поэтому нужно помнить о таких случаях и учить ребенка, чтобы не брал продукты, которыми его угощают друзья в школе. И чтобы за этим следили учителя, особенно когда речь идет о младших школьниках, – отмечает Светлана Зубченко.

Реакция на аллергены может быть очень тяжелой. Особенно во время и после уроков физкультуры, когда физическая нагрузка индуцирует аллергическую реакцию. Ребенок вместо того, чтобы выпить воды, съедает яблоко или персик. И так может получить ангионевротический отек или анафилаксию. Такую же реакцию может вызвать и употребление изделий из пшеницы до занятий по физкультуре.

Как предупредить аллергию

– Поэтому подчеркиваем: если родители знают, что у ребенка есть склонность к аллергии, лучше сделать аллергологический паспорт, где будет указано, к каким молекулам ребенок сенсибилизирован. И обратиться к врачу за разъяснениями, какие продукты можно есть, а какие – нет, – говорит Светлана Зубченко.

Также о том, какие продукты нельзя есть ребенку, должны быть предупреждены все учителя и воспитатели, которые с ним работают.

А руководству детских садов врач советует закупать гипоаллергенные подушки и матрасы. И по возможности отказаться от шерстяных ковров и старой мебели, которые так любят пылевые клещи. А еще – от комнатных растений, ведь земля в вазонах может быть рассадником плесени.

По этой же причине желательно периодически проводить ремонты в помещениях детсадов и школ, особенно старых.

По словам Светланы Зубченко, аллергия на альтернарию плохо лечится. Случаев заболевания ею и аллергией на пылевых клещей особенно много среди учащихся и воспитанников сельских школ и садов. В таких учреждениях старые помещения и не хватает денег на ремонт. В городских учебных заведениях плесени и клещей значительно меньше, отмечает врач.

Еще родителям важно знать: аллергия на пылевых клещей, споры грибов или аллергены домашних животных излечима. Для этого используется метод аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ). Ее еще называют аллергенной иммунотерапией (АИТ). После курса такого лечения аллергия обычно отступает на много лет, а то и навсегда.

Чтобы лечение было эффективным, для него нужны препараты высокого качества. В частности, такое имеют аллергены испанской компании Inmunotek, доступные в Украине.

А подобрать для вашего ребенка оптимальный курс АИТ может только врач.

Сверхмелкие частицы провоцируют астму у школьников

Пыль, который поднимается на школьных переменах, и частицы мела, разлетающиеся от доски, – источники сверхмелких частиц размером менее 100 нанометров.

Такие частицы, по данным опубликованного в сентябре 2019 европейского исследования, проникая глубоко в нижние дыхательные пути, могут провоцировать приступы астмы у школьников.

По мнению ученых, это объясняется не только размером частиц и их способностью проникать вглубь легких. А еще и тем, что в воспаленных легких детей-астматиков такие частицы оседают легче.

Авторы другого исследования добавляют, что симптомы астмы может вызвать и некрошащийся мел. Он опасен для детей-аллергиков еще и тем, что содержит молочный белок казеин.

Выводы

Итак, аллергическая реакция может возникать в школе или садике, усиливаясь стрессом из-за изменения условий жизни с началом учебного года.

Основными источниками аллергенов в детских садах являются подушки и одеяла. Или горшки с цветами, где может размножаться грибок. В сельских учреждениях – еще и старые помещения, и мебель.

Источники пищевой аллергии прячутся и в школьном классе. Даже в неожиданных местах или предметах, таких как мел.

Сама же мел, как и школьная пыль, является источником сверхмелких частиц. А они способны спровоцировать возникновение у школьников симптомов астмы.