Вакцинация от коронавируса рекомендована пациентам с тяжелой астмой

0 569

Кампания по вакцинации от коронавируса длится уже почти год. И за это время ученые нашли ответы на многие вопросы относительно безопасности антиковидных вакцин для разных категорий людей. В том числе пациентов с аллергией.

Так, уже известно, что прививки от COVID-19 можно делать людям с подтвержденной гиперчувствительностью к продуктам, пыльце, животным, плесени, пыли, металлам, тканям и другим веществам и материалам. 

А противопоказание для вакцинации – подтвержденная врачом-аллергологом сенсибилизация к компонентам вакцин, например ПЭГ. А также тяжелая анафилактическая реакция, развившаяся после первого введения вакцины. 

При этом остается открытым вопрос, насколько вакцины от коронавируса безопасны для больных бронхиальной астмой (БА). 

Возможна ли вакцинация от коронавируса у пациентов с астмой?

Эта болезнь, имеющая в том числе аллергическое происхождение, не считается дополнительным фактором риска заболеть коронавирусом. Но пациенты-астматики, попавшие из-за COVID-19 в реанимацию, рискуют больше тех, кто астмой не болен. 

Также бронхиальная астма, которую сложно контролировать или которая не контролируется совсем, повышает риск тяжелых последствий коронавирусной болезни

Попытку расставить точки над «i» в вопросе, безопасна ли вакцинация от коронавируса для людей с тяжелой астмой, предприняли авторы проведенного в этом году исследования. Оно проходило в двух итальянских медицинских центрах, расположенных в Падуе и Вероне.

Исследование: методология и выводы

Участниками исследования стали пациенты с тяжелой астмой, которых привили вакциной мРНК SARS-CoV-2/COVID-19 (Pfizer). А его целью была оценка безопасности вакцины для людей с тяжелой БА. 

Это касается и тех пациентов, которые проходят биологическую терапию моноклональными антителами, то есть теми, что вырабатываются идентичными иммунными клетками и специфичны к одному антигену. Для них был запланирован 48-часовой интервал между вакцинацией от COVID-19 и приемом биопрепарата.

Также исследователи оценивали влияние вакцинации на контроль астмы и качество жизни пациентов.

Прививки от коронавируса получили 253 пациента. Они заполняли анкету, содержащую вопросы о неблагоприятных событиях после первой и второй дозы вакцины. Также проводился опрос о контроле астмы (ACT) и качестве жизни с этой болезнью (AQLQ). 

В итоге о побочных эффектах вакцинации сообщили менее 20 % участников исследования. Большая часть этих побочных эффектов классифицировалась как распространенные и типичные поствакцинальные осложнения. 

Это, в первую очередь:

Также в период между введением первой и второй доз вакцины наблюдалось значительное улучшение как ACT, так и AQLQ, что исключает риск обострения БА, связанного с вакциной от COVID-19.  

Но исследователи отмечают, что причинно-следственная связь с самой вакцинацией, вероятно, не может объяснить улучшение средних значений ACT между первой и второй дозой. Ведь фармакологическую правдоподобность такого эффекта трудно продемонстрировать.

Итак: 

После первой и второй дозы вакцины не сообщили о побочных эффектах 81,3 и 83,3% пациентов. В свою очередь те, кто заметил такие эффекты, сообщали о наиболее распространенных. Соответственно, в 80,8% случаях после первой дозы и 95 — после второй.

В то же время после вакцинации не зафиксировали редкие побочные реакции, в частности приступы анафилаксии. При этом ни одному из пациентов не рекомендовали употреблять перед вакцинацией антигистаминные препараты или парацетамол.  

Сообщения о побочных эффектах прививки пациентов, которые во время вакцинации проходили терапию моноклональными антителами, существенно не отличались от сообщений лиц, которые такой терапии не получали.

Последние, кстати, составляли небольшую часть участников исследования. Они имели нейтрофильную астму или ее фенотип с низким уровнем Th2, не характеризующиеся атопией или повышением уровня эозинофилов в крови. Эти пациенты испытали меньше побочных эффектов вакцинации.  

В то же время более ранние исследовательские данные свидетельствуют, что цитокины, на которые обычно направлено действие биопрепаратов, не принимают непосредственного участия в противовирусном ответе. Исследования других противовирусных вакцин у пациентов с тяжелой астмой подтверждают: биопрепараты не препятствуют иммунологической реактивности.

Резюме

Все описанные выше факторы вместе с потенциально повышенным риском ухудшения последствий COVID-19 у пациентов с тяжелой астмой — весомые основания рекомендовать вакцинацию таким людям, отмечают авторы исследования. 

Их вывод: вакцина мРНК SARS-CoV-2/COVID-19 − оптимальный выбор для тяжелых больных астмой, проходящих биологическое лечение. 

При этом незначительное количество пациентов, сообщающих о побочных эффектах прививки, и отсутствие случаев обострений астмы после нее — веские аргументы в пользу вакцинации от COVID-19 людей с тяжелой астмой во всем мире.

Комментарии
Loading...