Неконтролируемая астма повышает риск анафилаксии после вакцинации от коронавируса
Вакцинация от коронавируса в Украине, хотя и началась с опозданием и продвигается по-черепашьи, все же дает надежду, что эпидемия в нашей стране будет побеждена.
В то же время всех волнует безопасность вакцин от COVID-19 и вероятность аллергических реакций на прививку.
Опыт западных стран, жители которых получили первые дозы вакцин еще в декабре 2020 г., показывает: случаи тяжелой чрезмерной реакции организма на прививку встречаются очень редко. Но, как выяснило недавнее исследование, риск анафилаксии после вакцинации от коронавируса повышает неконтролируемая астма.
Именно анафилактическая реакция — самый опасный из побочных ответов на вакцинацию. Он несет угрозу жизни человека и требует немедленной медицинской помощи.
Как отмечают американские, британские и канадские ученые, обычно анафилаксия развивается в течение 30 минут после введения вакцины.
К симптомам реакции относятся:
- крапивница с зудом по всему телу;
- эритема;
- ангионевротический отек (в первую очередь языка и гортани);
- астматические проявления с хрипами, кашлем и одышкой;
- учащенное сердцебиение;
- снижение артериального давления
- головокружение;
- рвота.
Также при приступе анафилаксии могут возникать чувство беспокойства, головная боль и дезориентация. Поэтому очень важно умение медиков быстро определить, развилась у пациента тяжелая аллергическая реакция или паническая атака.
Анафилаксия после вакцинации от ковида
Впрочем, летальных случаев, связанных с развитием анафилаксии именно после введения утвержденных ЕС противоковидных вакцин, в мире не наблюдалось.
В общей сложности частота анафилактических реакций равна 1,31 на миллион доз вакцин.
Всего в период с 14 по 23 декабря 2020 г. в американской Системе отчетности о побочных эффектах вакцинации (VAERS) зафиксировали 4 393 (0,2 %) сообщения о побочных явлениях после введения 1,9 млн первых доз вакцины BNT162b2 производства BioNTech/Pfizer.
В том числе 175 сообщений о случаях, которые можно рассматривать как возможную тяжелую аллергическую реакцию.
- В отчете отмечается, что 21 из этих случаев соответствовали критериям анафилаксии. Это составляет, по оценкам, 11,1 случая на миллион введенных доз.
- При этом средний интервал между введением вакцины и появлением симптомов составил 13 минут (от 2 до 150 минут).
- У двух третей пациентов этот период составил 15 минут. Еще по 15 % пациентов испытывали анафилактические симптомы за время от 15 до 30 минут и через 30 минут после прививки.
- Причем 81 % пациентов с анафилаксией имели документированную историю аллергий либо аллергических реакций на лекарства или медицинские изделия, продукты и укусы насекомых.
- Также семь пациентов (33 %) в прошлом имели случаи анафилаксии после прививки. В частности, один — при введении вакцины против бешенства, другой — после вакцинации от гриппа A.
- Кроме того, задокументированы 83 случая других аллергических реакций после вакцинации. Они проявлялись в течение суток с момента прививки. Из них 87 % были классифицированы как нетяжелые. Чаще всего речь шла о зуде, сыпи, ощущении раздражения глотки и слабых респираторных симптомах.
Общая безопасность вакцин от COVID-19
Как отмечают ученые, вакцины от COVID-19, которые сегодня используются в западных индустриальных странах, не содержат ни одного из «классических» компонентов, способных индуцировать аллергию. А именно:
- желатина;
- белков куриного яйца или коровьего молока;
- тиомерсалома (органическое соединение ртути);
- алюминия;
- феноксиэтанола;
- формальдегида.
Также, насколько известно, в этих вакцинах отсутствуют остатки латекса, дрожжей, противомикробных веществ, таких как неомицин, и декстрана — вещества, заменяющего плазму.
Возможные аллергены в вакцинах от ковида
В то же время эти вакцины содержат стабилизаторы, к которым относится известный аллергенными свойствами полиэтиленгликоль (ПЭГ).
Примечательно, что ПЭГ также применялся в препаратах для аллерген-иммунотерапии (АИТ). Так, результаты одного из исследований свидетельствуют, что половина пациентов, получавших подкожную АИТ с экстрактами ПЭГилированного аллергена для лечения аллергии на пыльцу амброзии или пчелиный яд, выработали антитела к ПЭГ.
Клиническую значимость этих антител установить не удалось. Но важно то, что пациенты, которые ранее контактировали с ПЭГ, могут иметь антитела к нему. А это означает риск развития анафилактических реакций, если вакцинация от коронавируса проводится препаратом, содержащим полиэтиленгликоль.
Также риск тяжелых аллергических реакций на вакцины от коронавируса увеличивает мастоцитоз. И другие заболевания, развитие которых обусловлено патологическими процессами, связанными с производством тучных клеток крови.
И еще один фактор риска — неконтролируемая астма. Но само наличие этого заболевания не является противопоказанием для прививки от коронавируса, отмечают врачи.
Итак,
чтобы избежать осложнений для здоровья, астму важно контролировать. А поскольку COVID-пандемия стала стимулом для развития телемедицины, возможности которой активно используют и украинские врачи-аллергологи, контроль астмы улучшился. Сейчас он возможен не только от осмотра к осмотру, а в режиме 24/7.